Внутренний театр
Кто сейчас на сцене?
Пока вы читаете эти строки, в вашем внутреннем театре кто-то играет главную роль. Может, это Любопытный Исследователь, который хочет разобраться в новой технике? Или Вечно Бухтящий Ворчун, который уже готовит едкие комментарии? А может, Засыпающий Зомби, который надеется поскорее добраться до сути? Просто заметьте, какой актер сейчас играет главную роль.
Добро пожаловать в ваш внутренний театр
Мы все замечали, как по-разному проявляем себя в разных ситуациях. На работе вы можете быть собранным профессионалом, с друзьями - душой компании, а дома - уставшим интровертом. И часто эти разные проявления кажутся нам противоречивыми: "Как я могу быть и таким, и таким?"
А порой бывает, что какой-то актер монополизирует сцену и тогда Большой начальник приходит в семью или Яжевзрослый скучно сидит в углу на вечеринке.
Метафора театра помогает увидеть естественность этого разнообразия. Каждая часть вас - это актер с уникальной ролью.
Обычно мы тратим много энергии на борьбу с теми частями себя, которые нам не нравятся. Пытаемся заглушить кого-то или стыдимся и не показываем какую-то свою часть. Но что если вместо борьбы научиться замечать эти части и понимать, какую пользу они пытаются принести?
От актера к режиссеру
В этом театре вы – не актер, а режиссер.
Вы можете наблюдать за всеми персонажами, понимать их мотивы и приглашать на сцену тех, кто сейчас действительно нужен.
Так мы расцепляемся со своими установками, выходим из автоматического режима, обретаем больше свободы.
За своими "актерами" можно наблюдать в течение дня. Заметили, что опять разнервничались на совещании? Возможно, это ваш Застенчивый Отличник боится оплошать. А может, Уставший Бунтарь протестует против бессмысленных встреч?
Главное - помнить несколько вещей:
-
Для начала просто заметить: кто сейчас на сцене?
Можно дать ему прикольное имя. Или почувствовать его образ без слов. -
Каждый актер на сцене пытается вам помочь
Даже если методы не самые удачные. Попробуйте понять, что он хочет, от чего вас защищает, чем пытается помочь. -
Вы больше, чем любая из частей-актеров
Вы - режиссер, который может замечать всех актеров и смотреть, как они играют. -
У каждой части есть важные потребности
Безопасность, признание, забота о других... Когда вы их понимаете, становится легче найти более удачные способы их удовлетворить. -
Вы можете пригласить на сцену другого актера
Это уже действительно режиссерский уровень. Сначала стоит познакомиться поближе с труппой, замечать кто когда на сцене, разглядеть тех, кто сейчас в тени.
Истории из жизни
Наташа обнаружила своего Перепуганного Перфекциониста во время важного проекта. Он требовал переделывать всё по сто раз и не давал сдать работу вовремя. Но когда она поговорила с ним, выяснилось, что он просто отчаянно пытается защитить её от критики. Тогда она позвала Смелую Жанну Д'Арк и нажала кнопку Отправить. И тут пришел Всёпропальщик. Но это уже другая история.
Глеб заметил, что на работе застрял между двумя частями: Железным Профи и Душой Компании. Первый требовал всё делать идеально и молча, второй хотел общаться и шутить. Когда он понял, что это просто разные грани его личности, стало легче: Железный Профи отлично справляется с кодом, а Душа Компании помогает в командной работе. Теперь он умеет "приглашать на сцену" то одного, то другого, смотря что нужно в данный момент.
Как развивать практику
-
Ведите дневник своих "актеров". Можно устно. Кто когда проявился.
-
Устраивайте внутренние "совещания". Например, когда нужно принять решение.
-
Заметьте, как появляется больше выборов в реакциях, когда вы прогоняете со сцены постоянных актеров и приглашаете любителей.
-
Попробуйте посидеть на пустой сцене, когда все актеры разошлись по домам. Кто тогда на сцене?
Исследуйте другие техники
П значит Путь
Путь про то, как быть живым человеком.
Мы берем работающие техники из современной психологии и превращаем в простые инструменты для реальной жизни.