🕸️

Реляционные фреймы

Как слова создают реальность: история про собаку, которая никогда вас не кусала

С самого детства наш мозг учится связывать вещи между собой. Сначала это простые связи: укусила собака – страшно. Потом появляется язык, и мы начинаем связывать слова с опытом: слово "собака" вызывает тот же страх, что и сама собака. А потом мозг делает следующий шаг – создаёт целые сети связей. И вот уже не только живые собаки пугают, но и фотографии собак, и рисунки в книжках, и даже вывеска "Dog Cafe". Одно реальное происшествие породило целую сеть страхов, связанных уже не с опытом, а со словами и образами.

Как это работает в жизни

История Миши: "Когда-то в детстве меня напугала собака. Теперь стоит кому-то сказать питбуль – и у меня внутри всё сжимается, даже если речь про игрушку. А слово бультерьер вызывает такую же реакцию, хотя я их никогда не встречал. Один раз даже развернулся и ушёл с собеседования, когда узнал, что в офисе есть собака – любая собака"

История Лены: "Однажды я пережила сильную тревогу на важной встрече – учащённое сердцебиение, ком в горле, дрожащие руки. После этого слово тревога стало спусковым крючком: стоит его услышать или прочитать в книге – и тут же появляются физические симптомы. А теперь то же самое вызывают все похожие слова: волнение, беспокойство, паника. Более того, фразы типа сердце колотится от радости или захватывает дух от восторга тоже стали пугать. Как будто сам язык тела превратился в один большой триггер"

Где это помогает

Вместо того чтобы:
- Верить всем словесным связям как реальности
- Позволять прошлому опыту определять настоящее
- Реагировать на ярлыки как на факты

Учимся:
- Замечать, как слова создают реакции
- Различать реальный опыт и словесные связи
- Проверять, совпадает ли наша реакция с реальной ситуацией (например, действительно ли эта конкретная собака опасна или мы реагируем на все собаки одинаково)

Как это работает

  1. Замечаем связи
    - Какие слова вызывают реакцию?
    - Откуда взялась эта связь?
    - Насколько она соответствует реальности?

  2. Исследуем сеть
    - Как одно слово тянет за собой другие?
    - Где выученная реакция, а где живой опыт?
    - Какие связи управляют поведением?

  3. Учимся различать
    - Слова и реальность
    - Прошлый опыт и настоящий момент
    - Прямые и выученные реакции

Признаки, что получается

  • Яснее видите, как слова влияют на реакции
  • Легче замечаете автоматические связи
  • Меньше ведётесь на словесные ярлыки
  • Больше опираетесь на прямой опыт
  • Свободнее выбираете, как реагировать

В сухом остатке

Наш мозг – гениальный создатель связей. Это помогает нам учиться и развиваться, но иногда создаёт проблемы, когда мы начинаем реагировать на слова как на реальность. Важно помнить: карта – это не территория, а слова – это не сами вещи.

Подходящие ситуации

П значит Путь

Путь про то, как быть живым человеком.
Мы берем работающие техники из современной психологии и превращаем в простые инструменты для реальной жизни.